МЕДИАЦИЯ – это процесс, в котором конфликтующие стороны с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
Цели и задачи службы медиации
Целями службы медиации является:
– Популяризация среди обучающихся, родителей (законных представителей) и
педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов, развитие культуры диалога;
– Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов медиации;
– Создание альтернативы административному способу реагирования на конфликты,
содействие снижению количества административных обращений;
– Повышение уровня психологической компетентности участников
образовательного процесса, в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте.
Задачами службы медиации являются:
– Проведение медиаций и школьных конференций;
– Обучение альтернативным методам урегулирования и разрешения конфликтов обучающихся образовательного учреждения;
– Информирование обучающихся и педагогов о принципах и возможностях медиации
Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
– Принцип добровольности, предполагающий как добровольное содействие
обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в медиации.
– Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство специалистов
службы медиации не разглашать полученные в ходе своей деятельности сведения.
Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также медиативное
соглашение (по согласованию с участниками встречи и подписанное ими).
– Принцип нейтральности, не позволяющий специалистам службы медиации
принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что
специалисты службы медиации не выясняют вопрос о виновности или невиновности той или
иной стороны, а являются независимыми посредниками, помогающими сторонам
самостоятельно найти взаимоприемлемое решение.
– Принцип равноправия, утверждающий равное право сторон оценивать
конфликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои эмоции и
интересы, участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права
на внимание и время медиатора.
Причины развития служб школьной медиации:
– Cоциальное расслоение в обществе
– Усиление миграционных процессов
– Ослабление роли семьи как фундаментального общественного института
|
Цель школьной службы примирения – развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы примирения:
– Ограничение административных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;
– Проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций
Три основные фазы медиации:
– Предварительная фаза (знакомство с конфликтом, встречи с каждой из сторон изучение, составление карты конфликта, подготовка совместных переговоров).
– Фаза медиационной беседы (работа с конфликтными сторонами, ведение переговоров).
– Фаза осуществления |