Когда-то известный актёр Евгений Леонов сказал: «Бывает достаточно всего одного доброго слова, чтобы почувствовать себя окрыленным. И очень важно, чтобы это слово было сказано человеку своевременно». Специалист, «помогающий» словом, в школе – это педагог-психолог. Он осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников.
К школьному педагогу-психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся учебы школьника, межличностных отношений с одноклассниками, а также в семье. Психолог оказывает также поддержку одаренным детям раскрыть свой потенциал.
Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д.
Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.
Основная часть работы школьного психолога направлена на диагностику и выявление различных проблем, требующих внимания. Может выяснить: успешно ли проходит процесс адаптации к школе у первоклассников. Также не обходятся без внимания ребята пятых классов по причине перехода в среднее звено обучения.
Необходимую помощь оказывает педагог-психолог и выпускникам 9-х и 11–х классов в период подготовки к итоговой аттестации. А исследования отношений внутри класса могут предотвратить проблемы, связанные с психологической безопасностью обучающихся. Изучение особенностей личности школьников: уровень их мышления, внимания, особенностей памяти, восприятия, воображения помогает в формировании школьной мотивации и решении проблем, направленных на развитие личности. И, есть еще моменты, на которые очень необходимо обратить внимание – это чувства ребят в период первой влюбленности. Дети искренни во всех своих проявлениях и, поэтому требуется особенная поддержка их в этот период.
Важная составляющая работы школьного психолога – профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам – в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д. Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. Например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог выявляет причину, жертву и зачинщиков, проводит беседы со всеми, кто задействован в проблеме, разбирается в причинах такого отношения одноклассников друг к другу. Главная задача: помочь ребенку справиться с ситуацией.
Еще одно направление в работе школьного психолога – это консультирование родителей и учителей. Вопросы, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Это может быть: адаптация (перешел в новую школу), отношения родителей с подростком, а также некоторые травмирующие ситуации для ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах. Любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей и педагогов, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения. Общение с психологом конфиденциально и, следовательно, безопасно. То, что происходило в кабинете, остается внутри этого кабинета и не выносится на обсуждение друзей, коллег.
|